Дидактический материал по теме: «Грамматическая стилистика русского языка».

Упражнение 1. Определите стиль и жанр приводимых текстов. Аргументируйте свой ответ.

I

Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. <...> Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция). Однако этим путем может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого (количество дождя, измеренное в миллиметрах и вычисленное в предположении, что дождь шел целый час) не превышает 1-2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлажденных капель и ледяных кристаллов.

Мощные восходящие токи воздуха, вызывающие дождь, поднимают в высокие слои атмосферы различные органические и неорганические примеси, которые могут придавать дождю ту или иную окраску (белую, красную, коричневую). Этим объясняются наблюдаемые иногда "молочные" и "кровавые" дожди.

Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/час (моросящий дождь) до 100 мм/час (ливень). Днем выпадает дождя больше, чем ночью.      

(Большая Советская энциклопедия)

II

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги.

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят:

«Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.    

(По К.Г. Паустовскому)

III

Нашим, северным деревенским летом неизвестно чего бывает больше – дождей или солнца. Но солнце, если его полно, то изо дня в день оно одинаковое, а дожди – разные.

Бывает дождь нудный, долгий, студеный, который так и называют мокрым или еще более сердито – сеногноем.

И есть дожди грозовые, есть ливни-косохлесты, грозовым близкая родня.

Порой же вдруг посыплется дождик такой легкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом; и так он ласков, что земля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходит теплый пар.

Этот дождик кто величает ситничком, кто грибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабка Дарья.

За черной от времени бабкиной избой, за темным косым забором на огородных грядках посажён всякий нужный овощ. И когда над грядками сеется ситничек, то сразу, даже мне из моего окна, видно, что вот именно в такой час на грядках каждый стебель и набирает новую, щедрую силу.

Под ситничком вся огородная зелень становится гуще. Обрызганная светлой влагой дождя, чуть ли не на глазах начинает завиваться в сизые, ядреные кочаны капуста, а свекла, редька да репа так прямо сочными шарами из земли и прут. 

(По Л. Кузмину)

Вопросы и задания к текстам

1. Какие грамматические классы слов преобладают в текстах I, II и III? Связано ли это с принадлежностью текста к тому или иному стилю?

2. Выделите ключевые слова (имена существительные), общие для всех текстов, и определите их грамматико-стилистические особенности, связанные со стилем текста.

3. Охарактеризуйте стилистические особенности имен прилагательных, встречающихся в текстах.

4. Сравните употребление глаголов в текстах I, II и III (личные формы, вид, время).

5. Проанализируйте синтаксические особенности текстов.

6. Найдите в текстах образные средства и сравните их употребление.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 1. Прочитайте текст. Выполните задания к тексту.

Телефон

«Если я заставлю ток изменить свою силу в точном соответствии с тем, как меняется плотность воздуха при получении звука, то смогу передавать на расстояние человеческую речь». Этими словами Александр Белл выразил принцип работы телефона. В 1876 году Белл первым запатентовал устройство, передававшее и принимавшее голосовые сообщения.

В передатчике Белла (микрофоне) звук вызывал колебания гибкой мембраны, прикрепленной к постоянному магниту. Эффект, называемый электромагнитной индукцией, вызывал изменяющийся по силе ток в находившейся рядом проволочной катушке. Этот переменный ток передавался по проводам к приемнику (слуховой трубке), где он также проходил через электромагнитную катушку. Изменения тока вызывали изменения магнитного поля, которые заставляли тонкую стальную мембрану колебаться в соответствии с исходными звуковыми колебаниями. Передатчик Белла давал слабый сигнал — средств его усиления еще не было. Американский изобретатель Томас Алва Эдисон в 1878 году использовал в микрофоне угольный порошок, который деформировался под действием звуковых волн, с той или иной силой прогибавших мембрану. В зависимости от этого менялось электрическое сопротивление порошка и сила пропускаемого через него тока. Как и в устройстве Белла, в приемнике электрические колебания преобразовывались обратно в звуковые с помощью электромагнита.

Угольный порошок использовался в микрофонах вплоть до недавнего времени. В более современных телефонных аппаратах его роль выполняет предварительно наэлектризованная мембрана. Этот так называемый электретный микрофон позволяет значительно повысить четкость и точность воспроизведения звука.

Абонентов телефонной связи соединяет оборудование телефонной станции. Первая станция заработала в штате Коннектикут, США, в 1878 году. Поначалу звонящий называл номер, и телефонистка соединяла его вручную. Первая автоматическая телефонная станция (АТС) открылась в штате Индиана в 1892 году. Электрические импульсы, передаваемые с механического диска набора на аппарате звонящего, приводили в действие автоматические переключатели на станции, а те уже выбирали нужную линию.

Современная телефонная сеть включает оптоволоконную технологию, телевидение, компьютеры и спутники. По телефонным проводам передается графическая информация (факсимильная связь) и электронная почта.

(Древо познания, 2003)

Задания к тексту

1. К каждому абзацу составьте вопросы, поясняющие основную мысль.

2. Проанализируйте основные стилевые черты и характерные особенности научного стиля.

3. Выпишите из текста слова, которые вам непонятны, определите по словарям их значение.

4. Найдите в тексте характерные особенности научной речи в области лексики, морфологии и синтаксиса. Свои наблюдения представьте в виде связного устного ответа, стремясь к научности своего высказывания.

5. Подтвердите примерами из текста соблюдение в нем таких норм научной речи, как точность, однозначность и логичность.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Упражнение 1. Определите, все ли предложенные словосочетания верны. Объясните свою точку зрения. Исправьте ошибки.

1) Автор книги, автор конструкции, автор станка, автор проекта, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения.

2) Габариты заданий, габариты станка, габариты строительства, габариты спортсмена, габариты дороги, габариты роста.

3) География нефтедобычи, география туризма, география поиска, география достижений, география шёлка, география рекордов.

4) Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить изучение спроса, повысить состояние трудовой дисциплины.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Упражнение 1. Прочитайте приведенный ниже текст и определите его стиль и жанр. Выполните задания к тексту.

Наша Москва

Русская зима вступает в свои права. Ровный чистый снег ложится на поля... но чужим поганым следом затоптаны нынче дороги к милой столице. Враг упорно рвется к Москве. Один на один бьемся мы с бедой, грозящей всему свету. Все умное и живое, затаив дыхание, следит за эпизодами беспримерной схватки, потому что здесь решается судьба человечества: оставаться ему свободным или, утратив все, с арканом на шее пойти в арьергарде свирепых фашистских орд.

Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова, возможно, со временем возникнут города на земле, во сто крат многолюдней и обширней, но наша Москва не повторится никогда. Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. Здесь созревало наше национальное самосознание. Здесь каждая улица хранит воспоминанья о замечательных людях, прославивших землю Русскую. Здесь были встречены и развеяны в прах многие бедствия, которыми история испытывала монолитную прочность Русского государства...

С каждым днем крепнет ярость нашего народа. Сомнительные по своему значению успехи германского фашизма не привели пока ни к чему. Как и четыре месяца назад – конца войны не видно. Больше того, владеть сегодня Европой – это все равно что владеть пороховым погребом, где под ногами бегут и тлеют искры. Напрасно враг пытается трупами своих солдат завалить пропасть, отделяющую гитлеровскую Германию от победы: бездонна эта расщелина смерти...

Народ сравнивает гитлеровское чудовище с лесным зверем, которого рогатиной встречали бывалые русские богатыри. Известно, что даже когда лезвие уже глубоко уходило в волосатое изнемогающее тело, зверь все еще продолжал свое движение. Он напирал, не замечая боли и сознавая чутьем, что остановиться даже ненадолго – значит рухнуть замертво мордой в снег. И вот уже только отчаянье становится движущей силой его нападенья. В эту решительную минуту – выдержит ли, выдюжит ли русская рука?

— Выдержит, выдюжит, товарищи!

Пройдут годы. Как мрачный сон планеты, схлынет в небытие гитлеровский эпизод. Новые весны обольют своим цветом пожженные, подавленные танками наши сады. Будущий археолог, копаясь в подмосковных "суглинках, отыщет – наравне с полусгнившими от древнейших времен – и множество свежих вражеских костей и черепов, вперемежку с ржавыми остатками железных машин: останки преступников и орудий их преступлений. Черным словом вспомнят люди этих дикарей, возомнивших себя владыками мира, и с благодарностью произнесут имена славных защитников Москвы, которая жила, боролась, трудилась – и не была сдана. Бывают минуты, которые стоят вечности. В такое время живешь ты, наша Москва!

(Л. Леонов)

Задания к тексту

1. Выделите в тексте слова, имеющие положительно-оценочную окрашенность («публицистические слова»).

2. Выделите в тексте слова, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность.

3. Определите, какие языковые средства (морфологические и синтаксические) придают тексту публицистический характер.

4. Допускает ли жанр публицистического очерка возможности для проявления индивидуально-авторского стиля? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из текста.

Упражнение 2. Среди приведенных ниже определений публицистических жанров найдите формулировки, относящиеся к репортажу, интервью, информационной заметке, статье, очерку и фельетону. В случае затруднения обращайтесь к словарю или к энциклопедии.

1) Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.

2) Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.

3) Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обещания и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.

4) Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.

5) Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.

6) Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 1. Прочитайте текст. Докажите, что он относится к так называемому «литературно-художественному стилю». Выполните задания к тексту.

Купавки

На опушке с краю леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые радостные, до яркого блеска умытые росой, с тонким травянистым запахом, бережно хранимым завитками лепестков. И название у этих милых цветов под стать их красоте, овеяно берендеевской сказкой: купальницы, купавки.

Разбежались купавки по росистой рослой траве, как беспечные, шаловливые дети, бессознательно любующиеся собой, своей прелестной непринужденной грацией. Каждому, верно, приходилось видеть таких здоровых и красивых ребятишек, щедро одаренных природой и нежным родительским попечением, резвящихся в городском сквере или на деревенской улице. Так и цветы купавки. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски – кроткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения.

Задания к тексту

1. Чем объясняется насыщенность текста прилагательными и какова их роль в тексте?

2. Какие лексико-грамматические разряды имен прилагательных преобладают в тексте? Почему?

3. Приведите примеры употребления слов в переносном значении.

4. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства. Является ли наличие изобразительно-выразительных средств показателем того, что текст относится к художественному стилю?

Упражнение 2. Лион Измайлов в своем юмористическом рассказе «Великий и могучий» приводит случаи неправильного употребления слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и т.д. Проанализируйте приводимые ниже выдержки из этого рассказа и найдите ошибки. С чем они связаны? Дайте ваш вариант.

Никто, включая интеллигенцию, правда пока что техническую, не говорит "в доме отдыха", все говорят "в доме отдыхе".

Жена одного моего знакомого, кстати, писателя, уже много лет говорит "тубаретка". И не она одна. Сам писатель тоже так говорит.

В санатории я слышал, как одна женщина, звоня в Москву, кричала в трубку: «У меня такой обмен веществ, такой обмен веществ – весь санаторий завидует!» Интересно, что она имела в виду.

Часто мы слышим такие изумительные глаголы, как "одевши", "поспамши". Помните, как у Райкина. Дети бегают по двору школы, кричат "одемши", "раздемши". У директора спрашивают: «Почему они у вас так говорят?» Директор отвечает: «А они у нас так привыкши».

Одна женщина говорила: «Цыплят по восемь считают». Я ее поправил: «По осени». Она сказала: «Неважно когда, важно, что по восемь». «А почему, – спрашиваю, – по восемь, а не по семь?» Она логично отвечает: «Считать быстрее».

За праздничным столом часто говорят: «Хочу поднять этот тост...»

Ничуть не задумываясь, что поднять можно рюмку или бокал, а тост поднять невозможно.

Несмотря на подобные ошибки, большинство из нас считает себя знатоками русского языка. Попробуйте в автобусе спросить:

«Вы на следующей сходите?» Тут же услышите в ответ: «Не сходите, а выходите. Сходят с ума, а не в автобусе».

Особый язык, изощренный и уродливый, выдумали чиновники. Это от них пошли фразы: "вызвать на ковер", "перекрою кислород", "прозвоню по своим каналам", "налажу связи"...

Поэты языкотворцы выдумывают такое, что уши порой вянут. Говорят, один поэт принес на радио такие стихи:

     Закончилася драма,

    Оборван жизни путь,

    Течет вода из крана,

    Забытая заткнуть.

В поликлинике сплошь и рядом вместо "бюллетень" говорят "беллютень". Не раз я слышал как "вещи ложат в чумадан".

Один начальник все время говорил "хвакты" вместо "факты", когда ему объяснили ошибку, он стал говорить не только "факты", но еще и "фатает", вместо "хватает".

Другой деятель говорил: «Вот вы здесь сидите, а в Америке Кукрыниксы негров вешают». Спутал Кукрыниксов с ку-клус-кланом.

Один военный, проводя политинформацию, говорил: «А в Африке зверски погиб Патриас Лумамба».

Лично я видел объявление "Сниму квартиру с женой". Другое объявление: «Сдаю квартиру одинокому мужчине без женовождения».

Кстати, знаете как различать портфéль или пóртфель? Очень просто. В портфéль кладут докумéнты, а в пóртфель докýменты.

Оговорок, искажений и извращений нашего языка много. Особый язык – это язык подворотни. "Потрекали", "врезали", "смурной", "малахольный"...

Я из подобных слов составил небольшой рассказик.

«Продрали мы зенки с бодуна. Взяли три пузыря. Раздавили их — сотрю: не торчим. Пошпандорили к Нинке. Еще один влындили — ни в одном глазу. Тогда по литру лосьона запузырили и тут же забалдели. А с утра головешка как бидон, зенки на лбу, и изо рта факел. Вот так и погудели».                                                                

 (По Л. Измайлову)

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz