Словарно-орфографическая работа

 на уроках русского языка

 

Слово – инструмент познания мира, одна из важнейших единиц языковой системы, именно поэтому обогащение словарного запаса учащихся является одним из традиционных и общепризнанных направлений по развитию речи школьников. Обогащая речь ребенка количественно, мы тем самым поднимаем ее качественно, то есть поднимаем выразительность и точность языка.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка – вид упражнений, помогающий осваивать новую лексику. Но и сегодня это традиционное для школы направление по-прежнему вызывает интерес и методистов, и учителей. Интерес этот обусловлен важностью конечной цели и сложностью ее достижения. При проведении любых письменных работ большое количество ошибок дают так называемые непроверяемые написания. Эти написания, определяющиеся традиционным принципом, не подчиняются правилам орфографии и являются естественным тестом на определение уровня развития так называемого «языкового чутья» - интуитивного чувства слова. Безошибочно пишут словарные слова дети с высоким уровнем развития языкового чутья. Для большинства учащихся непроверяемые написания представляют сложность и требуют специального заучивания.

По широко используемой в школе технологии проведения словарно-орфографической работы после записи словарного слова и подбора его «родственников» требуется сразу же составить с ним словосочетание или предложение. Практика показывает, что далеко не каждый ребенок способен это сделать, т. к. бывает, что слово-то это ученик только что услышал или сфера его употребления ограниченна и не известна ребенку. В таком случае ученику крайне сложно бывает употребить слово даже в минимальном контексте – на уровне словосочетания.

При проведении словарно-орфографической работы необходимо использовать при изучении или закреплении словарных слов материалы, представляющие собой подбор отдельных предложений, отрывков из текстов или текстов, в которых употреблены многие из словарных слов.

Со стороны содержания дидактический материал должен быть таким же разнообразным, как и окружающая нас жизнь. Желательно, чтобы предложения и тексты рассказывали о России, ее культуре, традициях, народных поверьях, описывали природу родной страны. Все это способствует формированию не только коммуникативной, но и культурологической компетенции учащихся. Кроме того тексты должны носить и воспитывающий характер, способствовать пробуждению добрых чувств и появлению высоких мыслей у наших учащихся. С этой целью могут широко использоваться пословицы и поговорки, высказывания крупных российских деятелей науки и искусства.

Предложения и тексты могут представлять собой примеры разных стилей и типов речи, так как ученикам в жизни придется пользоваться разными стилями, и они сначала на уровне языкового чутья должны ощущать, затем и на теоретической основе узнавать и грамотно использовать особенности каждой разновидности литературного языка, определяемой задачами и условиями общения. Поэтому целесообразно в качестве дидактического материала использовать не только отрывки из художественных произведений, но и выдержки из толковых словарей, энциклопедий.

Подобранные с учетом этих требований материалы для проведения словарно-орфографической работы не только помогут словесникам лучше изучать словарные слова, но и будут способствовать совершенствованию умений учащихся строить собственные тексты с активным использованием новой лексики.

 

 

 

Дидактический материал для работы   

над словарными словами

Блестеть

  1. Чтоб мрак спугнуть, я две свечи зажег,

И весело огни их заблестели,

 И побежали тени в потолок,

А стекла окон сразу посинели…

                                 И. А. Бунин

  1. В саду листки берез, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят.

                                 И. А. Бунин

  1. Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Не удивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку. (Е. И. Носов «Зимородок»)

4. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды. (К. Г. Паустовский)

 

Грамота, грамотный

  1. Пословицы: Грамоте учиться всегда пригодиться. За грамотного двух неграмотных дают, да и то не берут. По складам – так не грамотей.

2. Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в тарантайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа. (Л. В. Щерба)

 

  1. Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. (Д. И. Писарев)

 

Кружево

  1. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

Природа глухо замерла,

Предчувствуя, припоминая. (С. Я. Маршак)

  1. Видел ли кто-нибудь, как лед на лугу умирает в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из нее кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. (М. М. Пришвин)

 

 

 

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz