Внеклассное мероприятие в 7 классе

«От утенка до кавычек» (ролевая игра)

Из истории знаков препинания

Цель: обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, совершенствование лингвистической монологической речи, через игровые приемы повышать интерес учащихся к родному языку, развивать умение работать с дополнительной справочной литературой, сплочение коллектива, умение работать в команде.

1.Музыка. Мероприятие начинается чтением стихотворения   Ю. Коринца «Знаки препинания».

Ученик ты будешь славный,

Коль начнешь писать с заглавной

И возьмешь в соображенье

Точкой кончить предложенье.

Не забудь и знаки прочие:

Запятую многоточие…

Знаки препинания

Нужны нам, как дыхание.

Учитель: Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаки препинания. Они стали настолько привычными для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Когда же появились знаки препинания, какова история русской пунктуации? Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Проверка готовности команд.

2.Блиц-опрос

1. Кем и когда был создан славянский алфавит?

2.Какой знак препинания самый древнейший?

3. Какой знак препинания стоит в конце строки стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»?

4. Какого числа отмечается День Славянской письменности?

5. Какой знак препинания назывался «удивный»?

6. Какой знак препинания завершает первое четверостишие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»?

7. Какой знак препинания назывался «пресекательный»?

8. Что было положено в основу русской азбуки?

9. Назовите песню, начинающуюся со знаков препинания?

3. На столах команд лежат конверты с заданиями.

В конверте №1 лежат знаки препинания, о которых будут рассказывать команды.

Начинаем с самого древнего знака пунктуации – ТОЧКИ.

Ответы учащихся-лингвистов, консультантов.

Конверт №2. Задание по фразеологии.

Составить из слов фразеологические обороты, в которые входит слово ТОЧКА. Объяснить их.

(отвечают консультанты)

4. Учитель: Знаете, ребята, я получила непонятное письмо. По-моему, тот, кто его писал, не знаком с правилами постановки знаков препинания, поэтому получилась какая-то путаница. Помогите разобраться в написанном.

Учащиеся работают с заданием. (конверт №3)

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины,

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка,

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона,

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна,

Кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из мяса,

Котлеты стряпают из сажи,

Там ваксу делают из пряжи,

Прядут там нитки из сукна,

Костюмы шьют Из толокна.

- Какой знак препинания помог нам справиться с заданием?

Сообщения лингвистов и консультантов о ЗАПЯТОЙ.

- Как вы думаете, можно ли отменить пунктуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания из               конверта №4.

Задание для 1 команды.

Поход

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?

Задание для 2 команды.

Телеграмма

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЪЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Как вы думаете, почему?

 Задание для 3 команды

Куда делся товарищ Петра?

Внимательно прочитайте 2 предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

- Видите, отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям.

- Давайте послушаем наших знатоков. Они должны были найти интересные истории о роли запятой.

(ответы знатоков)

Иногда от постановки запятой зависела даже человеческая жизнь. Вспомним известное предложение «Помиловать нельзя казнить». Смысл предложения меняется от постановки запятой.

На самом деле этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард 2 восстановил против себя подданных, так как собирал непосильные налоги. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был заключен в замок, в котором провел 8 месяцев, ожидая своей участи. Королева послала тюремщикам записку, не содержащую запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Все зависело от того, как прочитать текст:

1) Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (т.е. следует бояться)

2) Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно0.

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая запятая».

А есть еще одна история. Один богач в древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование:

1) поставить статую, золотую пику держащую

2) поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика обошлась бы им дешевле. Но враги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило наследников, так как золотая статуя была бы им не по карману. Вопрос остался открытым.

5. Конкурс загадок.

Стоят три кумушки рядком

Ведут беседу,

Но – тайком,

Какими-то далеким

Туманными намеками. (многоточие)

Ляжет палочкой на строчку

-проходите по мосточку. (тире)

Всегда подслушать норовят то,

Что другие говорят. (кавычки)

Словам раскрывают объятья:

- Ждем в гости вас,

милые братья! (скобки)

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку! (запятая)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (точка)

6. О каком знаке препинания идет речь в стихотворении.

Ребята! В предложениях стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Не зря я от рождения противник тишины.

Где я, те предложения

С особым выражением

Произносить должны.

Ответ лингвиста об истории восклицательного знака.

7. Учитель: Что такое точка? Ничего. О ней вспоминают, когда предложение закончено. И вот три точки решают объединиться. И оказывается, теперь они могут прервать предложение, заставить слово, повисев на кончике пера, отправиться в чернильницу. Три точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат.

О каком знаке препинания идет речь?

( ответ консультанта о многоточии)

 8.  Молодцы! Узнайте следующий знак препинания.

Эти маленькие птички

Называются….. кавычки (хором)

Ответ лингвиста об истории КАВЫЧЕК.

9. Инсценировка. Стихотворение С. Я. Маршака «Знаки препинания».

1-й ученик:

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

2-й ученик

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

3-й ученик:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?

4 и 5 ученики:

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

 

6-й уч.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие, и прочие,

И прочие.

4 и 5 ученики:

Заявили запятые:

Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

7 ученик:

Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.

8 ученик:

Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

9 ученик:

Нет, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

3 ученик:

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

2 ученик:

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как!

10 ученик:

Так, - сказала точка,

Точка-одиночка,-

Мной кончается рассказ

Значит, я важнее вас.

10. Учитель: Давайте проверим, обо всех ли знаках препинания вы рассказали? Никого ли не обидели?

( ответы консультантов команд о ТИРЕ, ДВОЕТОЧИИ, ВОПРСИТЕЛЬНОМ ЗНАКЕ).

11. Звучит стихотворение.

Навигация в тетради

Словно головастики, в странном беспорядке

Запятые плавают у меня в тетрадке!

После подлежащего, как глагол на страже,

Запятые плавают, не волнуясь даже!

 А перед союзом И, даже не взглянув направо,

Проплывает их порой целая орава.

И плывут они, плывут

В полном беспорядке –

Навигация открылась у меня в тетрадке!

Учитель: Давайте проверим, как вы знаете правила постановки знаков препинания. Можете ли вы справиться с навигацией в тетради?

Возьмите конверт №5.

Как можно быстрее и самое главное правильно расставьте знаки препинания в тексте.

Ранней весной снежная пелена мокреет и покрывается хрупкой стеклянной корочкой а из водосточных труб свисают сосульки. Потом в очень солнечный день из-под снега показывается земля и полозья саней сквозь грязное мороженое чиркают по камням мостовой. Дворник по лестнице забирается на крышу мимо окна падают полные лопаты снега а прохожий осторожно обходит дом.

Затем случается одна странная ночь с теплым ливнем и наутро люди объявляют друг другу замечательную новость Началась весна

Проверка работ.

12. Учитель: Наша игра подошла к концу. Что же интересного вы сегодня узнали?

(ответы учащихся)

- Знаки препинания  - (вместе)- нужны нам как дыхание!

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz