Материалы по занимательной лексикологии

Эти многоликие слова

Задание 1. Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие.

1. Мы пересаживали рассаду в землю. 2. Невдалеке от стада овец сидел пастух. 3. После оттепели ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка. 4. Сбоку дороги цвел высокий иван-чай. 5. Из-под ног разбегались быстрые ящерицы.

Задание 2. Подберите к каждой паре слов примеры, чтобы эти слова были правильно употреблены в речи.

Доходный – доходчивый, дружеский – дружественный, обоснование – основание, проводить – производить, сносить – износить, нестерпимый – нетерпимый, содержание – содержимое.

Задание 3. Можно ли вне текста определить значение и морфологические признаки слов прорыв, стекло? Объясните.

Задание 4. Отгадайте загадки.

1. Я – синоним осьминога, а без с – в метле нас много.

2. Я – синоним к слову гостеприимный; само значение моих корней указывает на старинный обычай встречать гостей с хлебом и солью.

3. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части слова.

Задание 5. Укажите пары слов, не являющиеся антонимами: сжимать- разжимать, сгибать- разгибать, сводить- разводить, сжигать-разжигать, снимать- разнимать.

Задание 6. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их, запишите исправленный вариант.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Помещик был груб со своими придворными.4. Дыхание больного стало отрывистым. 5. Учитель нам представил полную свободу выбора. 6. За последние годы наш город очень преобразовался.

Задание 7. Ответьте на шуточные вопросы.

1. В каком магазине ничего не купишь?

2. Что можно набрать, ничего не беря в руки?

3. Что можно собрать без помощи рук?

4. Что бродит, стоя на месте?

5.  Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?

6. Какой город летает?

7. Какое государство можно носить на голове?

8.  Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?

Задание 8. Отгадайте: а) какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? б) какой глагол в различных значениях может переносить  действие на мяч, тесто?

 Задание 9. В каком стихотворении (назовите также автора ) употреблены следующие слова: нынешнее, племя, доля, сечь, ликовал, сражен, сражение, изведал, смеркалось? Подберите к ним синонимы.

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz