«Окликни улицы Москвы»

(план-конспект урока русского языка в 8 классе по теме:

«Однородные члены, связанные сочинительными союзами,

и пунктуация при них»)

Цели урока: закрепление навыка нахождения однородных членов предложения, умения определять пунктограмму, видеть структуру предложения, используя для этого графическое объяснение; способствовать совершенствованию речевых навыков, развитию познавательного интереса; применение личностно ориентированного подхода через разноуровневые задания; нравственное и патриотическое воспитание учащихся через обращение к истокам названий улиц Москвы.

Оборудование: доска, сигнальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, газета «Живые голоса истории», виды с изображением улиц Москвы.(слайдовая презентация)

1. Музыкальное сопровождение.

(Песня С. Никитина из кинофильма «Москва слезам не верит» «Александра»).

Слово учителя (слова учителя сопровождаются показом слайдов)

— Здравствуйте! Садитесь! Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не выходя из класса, мы совершим небольшое путешествие по Москве. А Москва — это хитросплетение улиц, переулков, это тишина бульваров и скверов и торопливый шум площадей. Охотный ряд, Таганка, Сретенка… Даже для того, кто ни разу не был в Москве, эти названия знаменитых улиц столицы звучат какой-то особой музыкой, имеют свое очарование. А ведь у каждого из них своя история, своя судьба.

Окликни улицы Москвы,

И тихо скрипнет мостовинка,

И не москвичка — московитка

Поставит ведра на мостки…

— В современной столице более четырех тысяч улиц и переулков. Многие из них в своих названиях хранят память о событиях, когда-то здесь происходящих, о людях, когда-то здесь живших. Рассказ  об улицах Москвы мы построим на материале «Однородные члены предложения». Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки!

Запись числа, темы урока, эпиграфа.

Не зная прошлого,

нельзя любить настоящее, думать о будущем

С.В. Михалков

— Объяснением происхождения географических названий занимается специальная наука — топонимика. Ее название происходит от греческого topos —  «место»  и onyma  — «имя».

 2. Речевая разминка. Игра «Ассоциации».

 Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!         

Как много в нем отозвалось!

— Какие ассоциации возникают у вас со словом Москва? Запишите слова и словосочетания в тетрадь.

Далее ученица читает стихотворение Николая Никишина «Москва – России красное крыльцо…»

Москва – России красное крыльцо,

Москва – России красные ворота.

Тверской бульвар, Садовое кольцо.

И куполов литая позолота.

 

Ты вся – дворец, в тебе умов – палата,

Ты вся – творец, в тебе неизмеримы

И семь холмов, и пять морей, и свято

Для нас твое загадочное имя.

 

Благословенны лик твой и лицо,

Твоих часов торжественная нота!

Москва – для мира красное крыльцо!

Москва – для мира красные ворота!

3. Словарная работа

Лексический диктант.

(двое учащихся работают на раздвижных досках)

1. Подарок на память (сувенир)

2. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания (галерея)

3. Место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь качеств (достопримечательность)

4. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (традиция)

5. Восстановление обветшалых или разрушенных памятников искусства в прежнем, первоначальном виде (реставрация)

6. Подножие статуи (пьедестал)

7. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины (патриотизм)

8. Высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями (университет)

9. Декоративное освещение улиц, зданий по случаю какого-нибудь торжества (иллюминация)

10. Специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий (архитектор)

Задания к диктанту:

— найдите «лишнее» слово

— назовите слова, в которых звуков больше, чем букв, мотивируйте свой ответ.

4. Дифференцированная  работа по карточкам.

Карточка №1.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.

1. Невдалеке, на пригорке, из-за липовых кущ поднимались кровли Преображенского дворца. Когда-то он весь был виден, отражался в реке, теперь зарос листвой, приходил в запустение. (А.Н. Толстой «Петр I»).

2. Кареты и коляски, фаэтоны и дрожки цепью тянулись по обеим сторонам Пречистенки, Арбату и Никитской.

3. Чистые пруды – это не только скромные чудеса моего детства, но и самый сильный образ моей юности. (Ю. Нагибин).

4. В центре Лубянской площади в XVII столетии возвышался фонтан Мытищинского водопровода, к которому собирались водовозы и жители со всей округи, разбирая воду бочками или ведрами.

5. К концу XVI века за Сретенскими воротами было уже немало дворов и стрельцов, и ремесленников, и мелких торговцев.

(Во время проверки предложений учащиеся рассказывают о московских топонимах: Чистые пруды, Сретенка, Лубянка).

Карточка №2.( для слабых учащихся)

 Спишите отрывки из стихотворений, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

1. Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

2. Названия московских мест

Для моего привычны слуха,

Как для иных привычен лес,

И ливня плеск, и шорох луга.

3. Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых верных твоих сынов.

            (Ученики сверяют свою работу с листком самоконтроля)

5. Тестирование.

 1. Укажите, в каком ряду указаны только сочинительные соединительные союзы:

а) или, то… то, ни… ни , но, либо;

б) и, да(= и), ни… ни, не только… но и;

в) а, и, зато, не то… не то, как … так и;

2. Укажите, в каком ряду указаны только соединительные разделительные союзы:

а) или, либо, то… то, не то… не то;

б) и, а, но, зато, как… так и;

в) но, да(=и), то… то, зато.

3. Укажите предложение, в котором однородные члены соединяются противительным союзом.

А) Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, и галерей, и центров изобразительного искусства.

Б) Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства.

В) Именно Красная площадь когда-то принимала первые удары врагов, подходивших к Москве с востока или с запада.

4. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А) Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом.

Б) В конце XIX века в Москве открываются как Политехнический музей так и Третьяковская галерея.

В) Когда москвичам хочется купить себе или в подарок другу какую-нибудь необыкновенную вещь, они едут в Измайлово.

Тест проверяется с помощью сигнальных карточек: а – красная карточка, б – желтая, в – зеленая.

6.  Работа с текстом.

1. Прочитайте текст.

2. Определите роль однородных членов предложения.

3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор текста.

4. Выписать предложения с однородными членами, подчеркнуть их, расставить знаки препинания:

1 вариант — с однородными членами, соединенными только с помощью интонации.

2 вариант — с однородными членами, соединенными с помощью союзов.

Москва не есть необыкновенный город, каких тысяча… У нее есть своя душа и своя жизнь. Каждый ее камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством, вдохновением для ученого, патриота, поэта. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.

Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть и чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению.

(М. Ю. Лермонтов «Панорама Москвы»)

Проверка правильности выбора предложений с помощью сигнальных карточек: 1 вариант — красные карточки, 2 вариант — зеленые карточки.

7. Подведение итогов урока.

— какие практические навыки вы сегодня отработали?

— что интересного узнали на уроке?

8. Домашнее задание.

(Учащимся предлагается на выбор несколько вариантов домашнего задания).

Уровень «А»

Спишите текст, расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения.

Замоскворечье

Замоскворечье было пятьдесят лет тому назад совсем особым московским мирком. Река отделяла Москву дворянскую от Москвы купеческой и в Замоскворечье были свои нравы свои законы своя жизнь. За последние десятилетия эти различия притупились и стерлись. Разбогатевшее Замоскворечье двинулось на житье в дворянские уголки Москвы – за реку. На барских по преимуществу Поварских, Никитских, Пречистенках, Воздвижнках появились дома «первогильдийцев» аристократия капитала стала вытеснять аристократию крови.

Уровень «Б»

Списать текст, расставить знаки препинания, найти однородные члены предложения.

Неповторима панорама Москвы широко распахнутая с Воробьевых гор. Далеко внизу – серебряная петля Москвы-реки огибающей Лужники с их заливными лугами огородами и деревянными строениями земляной насыпью Камер-Колежского вала. Но победоносно властвует над окружением древний Кремль. Горделиво возносятся пирамидальные шатры башен и могучий столп Ивана Великого увенчанный золотым шлемом. Уходящая вправо зеленая дуга Нескучного парка и садов завершается зубчатым силуэтом Замоскворечья с его многочисленными шатрами и куполами.

Задания к тексту:

1. Объясните значение словосочетания «заливные луга».

2. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при создании панорамы Москвы?

Уровень «С»

Множество церквей и колоколен подымали свои золоч..ные головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты сильно др..жавшие и покрывавшиеся водою когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной в..ртелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. Эти рощи поля и мельницы среди самого города прид..вали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоч..ных голов, к..зались отдельными городами.

Надо всей этой путаницей церквей домов рощ и монастырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отдела..ый храм Покрова Богоматери, который Иоанн зал..жил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем под именем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян когда упали наконец леса закрывавшую эту церковь и предстала она во всем своем причудливом блеске сверкая золотом и красками и удивляя взор разнообразием украшений. Долго не переставал народ дивит..ся искус..ному зодчему благодарить Бога и славить царя даровавш.. православным зрелище дотоле не виданное.

Любили православные украшать дома Божии но зато мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых или дубовых брусьев (не) обшитых даже тесом по стари..ной русской пословице: не красна изба углами а красна пирогами.

(А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Вопросы и задания к тексту.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

3. Определите роль определений в первом абзаце.

4. Найдите и подчеркните однородные члены предложения, укажите средство связи.

5. Какую функцию выполняют однородные члены в данном тексте.

6. Объясните значение слова москвитяне.

7. Объясните значение слова зодчий, подберите к нему синонимы.

8. Объясните порядок слов во 2-ом абзаце. С какой целью автор его использует?

9. Какими словами из текста вы могли бы проиллюстрировать правописание Н и НН в различных частях речи?

10. Объясните смысл пословицы в 3-ем абзаце.

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz