Олимпиады по русскому языку в средней школе

Л.Ф. Копосов, И.В. Шамшин, С.Н.Шамшина

Воспитание любви к русскому языку — серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»

(К.Г. Паустовский).

Любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.

Олимпиада (в том числе и олимпиада по русскому языку) — это один (и достаточно эффективный!) из видов внеклассной работы, помогающий решать важнейшую задачу, стоящую перед современной школой, — воспитание личности, обладающей научной, культуроведческой компетенцией [Гольцова и др., 2004: 3].

Олимпиада является «действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся школы, так как проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка» [Орг, 2002: 3].

Олимпиада школьников по русскому языку направлена на достижение трех взаимосвязанных целей: воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, языку одной из величайших культур мира; пробудить интерес к его научному изучению; выявить школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных лингвистической интуицией, способных к дальнейшему изучению и исследованию русского языка в высших учебных заведениях.

В последние полтора десятилетия в разных регионах нашей страны (в том числе и в Московской области) стали активно проводить  предметные олимпиады различного типа: районные/городские, областные, краевые. Закономерно, что предметные олимпиады активизировали в общеобразовательных учреждениях работу факультативов, спецкурсов, научных кружков и других подобных внеклассных занятий и мероприятий.

Олимпиада на любом этапе ее проведения (школьном, районном/городском, областном, краевом) принципиально  отличается от экзамена по русскому языку, то есть она не должна превращаться в простую проверку знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой. По мнению многих методистов, «олимпиады теряют свою специфику, превращаясь в дополнительные контрольные работы по русскому языку» [Потиха, 1968: 105]. От участников олимпиады требуется не только показать высокий уровень овладения программным материалом, но и продемонстрировать творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев языковое чутье.

Одной из важнейших задач олимпиад школьников является поиск юных талантов, определение наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучению русского языка.

Задания для школьных и районных/городских олимпиад по русскому языку основаны на требованиях официально утвержденных учебных программ для общеобразовательных учреждений и содержании учебных материалов и учебно-методических комплектов, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к применению в учебном процессе в средних общеобразовательных учреждениях.

На всех этапах (турах) олимпиады ее участникам предлагаются задания, в которых требуется ответить на вопросы, связанные с фонетикой, графикой, орфоэпией, словообразованием, морфологией, синтаксисом русского языка, с его стилистикой, а также показать свое умение лингвостилистически анализировать текст.

Некоторые задания предусматривают умение объяснять языковые факты. Однако было бы ошибочным предполагать, что для этого требуется знание вузовских курсов старославянского языка или исторической грамматики русского языка. Опыт проведения олимпиад по русскому языку за последние десять лет показал, что эти задания оказываются вполне посильными для вдумчивых школьников, интересующихся русским языком, способных использовать свои знания при анализе конкретных языковых явлений.

Знаменательно, что почти во всех общеобразовательных учреждениях Московской области учителя-предметники, в том числе и учителя-словесники, с первых дней начала учебного года уделяют внимание подготовке своих подопечных к школьной, а затем и районной/городской олимпиадам. Результаты этого проявляются на каждой очередной олимпиаде. Так, например, по русскому языку год от года увеличивается количество участников олимпиады, глубже, интереснее становятся ответы на предложенные задания.

Примечания

1. Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Региональные олимпиады по русскому языку: Московская область. — I-IV олимпиады 2000-2003 гг. 8 — 11 кл.: Учебно-метод. пособие . — М.: Дрофа, 2004.

2. Огай О.Н. Олимпиада по русскому языку: Задания олимпиады, модели ответов: Методические рекомендации для учителя по подготовке школьников к олимпиаде. — Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2002.

4. Потиха З.А. Областная олимпиада по русскому языку как средство повышения общеязыковой культуры учащихся // Ученые записки Ивановского педагогического института. — Иваново, 1968. — Т. 60.

Анализ состава слова как один из приемов развития орфографической зоркости учащихся

 

Орфографическая культура человека – основа не только письменной, но и устной культуры. Язык, будучи тесно связанным с мышлением, отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Поэтому перед учителями-словесниками стоит задача выработки орфографических навыков учащихся. Методов и приемов выработки орфографической зоркости достаточно много. Обратимся к одному из них – анализу состава слова – так как русская орфография основана на морфемном принципе написания слов. Этот вид разбора занимает в практике преподавания русского языка в школе одно из важных мест: он играет значительную роль в формировании орфографических навыков и практическом усвоении таких теоретических понятий, как грамматическая форма слова, родственные (однокоренные ) слова, грамматическое и лексическое значение слова.

Работая над составом слова, необходимо уделять значительное внимание ударению. В ряде случаев неправильность постановки ударения может спровоцировать и орфографическую ошибку. Например, устойчивая произносительная ошибка бытует для глагола «позвонить»: позвОнишь вместо позвонИшь, правильно поставленное ударение снимает возможность ошибки в окончании глагола.

 

Методика работы может быть предложена следующая:

  1. Постановка ударения в слове и его произнесения вслух, чтобы закрепить произносительную норму.
  2. Определение состава слова путем проведения соответствующих операций и выделения в конечном итоге корня, сопоставление данного слова с однокоренными словами.
  3. Выделение в слове нужных орфограмм (например, безударная гласная в корне слова, непроизносимая или сомнительная согласная ) и соответствующая орфографическая работа.

Следует отметить, что при проведении морфемного анализа необходимо добиться прочного навыка предварительного определения, к какой части речи относится данное слово, т. к. только в этом случае может идти речь о правильности морфемного и словообразовательного разбора.

Пример заданий, связанных с определение значения корня.

  1. Найдите общий корень в словах, установите смысловую связь.

Варенье – повар, вожатый – вожак, дюжий – недуг, создатель – здание – зодчий.

Можно также привлечь слова, являющиеся этимологически родственными: крыло – покрывало – сокровище, сумрак – обморок – морочить.

 

  1. Докажите, что данные слова не одного корня.

Разорить – озарить, разредить – разряд, паводок – поводырь, заводь – завод, запотелый – телодвижение.

 

  1. Как видоизменяется смысл слова в зависимости от приставки?

Призрение – презрение, приступить – преступить, поступок – проступок, нарвать – надорвать, ввергнуть – низвергнуть, встать – восстать, приплести – переплести.

 

  1. Как меняется значение слова в зависимости от значения суффикса?

Соседний – соседский, понятный – понятливый, хозяйский – хозяйственный, недоверие – недоверчивость, череда – чередование.

 

  1. Записать по два родственных слова разных частей речи с орфограммой в корне:

- с проверяемой гласной

- с непроверяемой гласной

- с непроизносимой согласной.

Формулировка вопроса нацеливает учащихся на решение ряда проблем: они должны сразу вспомнить, какие слова называются родственными, определить части речи, подобрать и записать слова с орфограммами.

 

  1. Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите, что морфема – значимая часть слова.

Запишите три примера разных частей речи с морфемой  -а.

Подберите слова с морфемами –ют, -его, -е.

 

 

 

Подобные задания способствуют выработке таких навыков и умений, которые помогают учащимся обнаруживать орфограмму, запоминать морфологические признаки, от которых зависит написание, подбирать однокоренные слова, выделять в слове морфемы с целью опознания орфограммы в корне, приставке, окончании.

Таким образом, вдумчивая и серьезная работа над составом слова учит ребят внимательному отношению к слову, развивает орфографическую зоркость, формирует лингвистические навыки, а следовательно, служит повышению речевой культуры учащихся.

 

 

 

 

 

© swtsha

Конструктор сайтов - uCoz